НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

«Православная Жизнь»

У современной белорусской поэтессы Лизы Строцевой есть замечательная фраза: «Я всегда думала, что самое мужественное на земле – это нежность». В нашем циничном и прагматичном мире для того чтобы сохранить душевную трепетность, действительно требуется определённое мужество.  Работы прекрасного грузинского художника Давида Попиашвили, одного из известнейших мастеров христианского примитивизма на постсоветском пространстве, поражают своей детской чистотой и ощущением бережности к хрупкости жизни. О детстве и студенчестве, творческом становлении, специфике грузинской иконы и знаменитом Пиросмани, прототипе художника-романтика из песни «Миллион алых роз», беседуем с Давидом Попиашвили.

– Вы родились в семье художника. С детства видели не только светлые стороны профессии, но и её трудности, «закулисье». Никогда не было желания заняться чем-то другим, пойти по иному профессиональному пути, нежели отец?

– Действительно, мой отец – художник. Рисовал я с детства: сначала получались крайне наивные рисунки, потом увлёкся более серьёзно. Однако в определенный школьный период мои интересы вдруг резко изменились: стал посещать в Доме пионеров различные кружки по авиаконструированию, астрономии и прочие технические секции. Но со временем интерес к рисунку  стал постепенно возрождаться. В итоге я избрал именно художническую стезю.

Как развивается современная иконопись? На вопросы издания «Комментарии» ответил украинский иконописец Сергей Вандаловский.

- Как развивались традиции иконописи в Украине за последние двадцать лет?

- Ключевых тенденций несколько. В отличие от северных соседей у нас не сформировались полноценные авторитетные школы, способствующие всестороннему восстановлению канонических традиций, а также поиску новых форм и технологий, сообразных современности. В любые времена мощным двигателем иконописного искусства были крупные заказы. У нас масштабные проекты, которые бы могли стать двигателем этой сферы, остаются преимущественно государственными. А их исполнителей на конкурсной основе набирают среди членов Союза художников. Не могу сказать, что и церковь способствует развитию современной иконописи. С одной стороны, появилось немало иконописцев, и их становится все больше, иногда по-настоящему талантливых. Но большинство из ныне известных или подающих надежды мастеров приходили к этому своим сверхъестественным способом — это самоучки, осознавшие свое призвание, почувствовавшие, что иначе жить не могут.

IT.DOMINIC.UA

Репортаж: Дарья Морозова. 
Фото: Юлия Карпицкая.

Когда вздрогнула супрематическая прямая…

29. 11.2012 в Институте религиозных наук им. Фомы Аквинского прошла очередная встреча в формате «Кофе с директором» - семинар «Пространство Владимира Стерлигова: Между иконой и авангардом». Пили кофе-чай с фруктами. Слушали Лидию Лозовую - аспиранта Национального университета "Киево-Могилянская академия", сотрудника научно-издательского объединения "Дух и литера" и Центра св. Климента "Общение и диалог культур". Говорили о неверующем художнике Каземире Малевиче, верующем художнике Владимире Стерлигове и о Боге, Который не скинут. Смотрели на черные, красные и белые квадраты Малевича, потом – на иконы Рублева и Дионисия, потом – на иконы и квадраты рядом, потом – на некий синтез всего этого у Стерлигова. Потом спорили о пространствах, в которых соприкасаются миры; о Казимире, который был принят за христианина; о новом церковном искусстве, которое некоторые считают возможным.

Беседовал Дмитрий Марченко
(Orthodoxy.org.ua)

Портал «Православие в Украине» уже размещал интервью с Михаилом Вандаловским, который, не смотря на свой юный возраст, слывет известным киевским регентом. А еще он –  руководитель хора храма в честь святого апостола Андрея Первозванного, хормейстер капеллы «Днипро» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, певец джазового ансамбля Ad Libitum, занявшего второе место в 2010 году на песенном конкурсе «Червона Рута», и муниципального камерного хора «Киев», который является постоянным участником Пасхальной Ассамблеи.

Иконописец Сергей Вандаловский
 
Но, оказывается, в семье Вандаловских не один Михаил в этом талантливом семействе наделен необыкновенным Божьим даром. Его отец - известный украинский иконописец Сергей Вандаловский, к имени которого успели приклеиться слова «великий» и «уникальный».
 
Уже около 10 лет он работает в мастерских Киево-Печерской Лавры, где постепенно за это время образовалась школа, иконописцы которой расписывают храмы и в Украине, и за рубежом. А на его счету – более 30 иконостасов.
 
Почему художник стал писать Богородицу, а не Мону Лизу, может ли икона быть авангардной и провокативной, чем является иконопись: ремеслом или искусством – об этом и многом другом известный иконописец Сергей Вандаловский рассказал другому иконописцу и нашему постоянному автору Дмитрию Марченко. Итак, уникальная беседа двух профессионалов-иконописцев о «высоком» и обыденном.

 

Видео программы из цикла "ACADEMIA".

 

Продолжение лекции доктора искусствоведения Ольги Поповой.

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner