НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (…) Давид скакал из всей силы перед Господом; одет  же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицанием и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (…) И сказал Давид Мелхоле: (…) пред Господом играть и плясать буду.
2 Книга Царств, 6:12-22.
 
Богоотец убо Давид пред сенным Ковчегом скакаше, играя…
Преп. Иоанн Дамаскин, Канон Пасхи, Песнь 3
 
Библейское свидетельство о пляске царя Давида при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим из дома Аведдара Гефянина (2 Цар. 6:12-23[2]) интересно для христианской экзегезы, вероятно, по той же причине, что и для иудейской: оно предлагает достаточно нетривиальную парадигму богослужения, неожиданную и весьма оригинальную модель «предстояния» праведника перед Господом.

«Православная Жизнь»

У современной белорусской поэтессы Лизы Строцевой есть замечательная фраза: «Я всегда думала, что самое мужественное на земле – это нежность». В нашем циничном и прагматичном мире для того чтобы сохранить душевную трепетность, действительно требуется определённое мужество.  Работы прекрасного грузинского художника Давида Попиашвили, одного из известнейших мастеров христианского примитивизма на постсоветском пространстве, поражают своей детской чистотой и ощущением бережности к хрупкости жизни. О детстве и студенчестве, творческом становлении, специфике грузинской иконы и знаменитом Пиросмани, прототипе художника-романтика из песни «Миллион алых роз», беседуем с Давидом Попиашвили.

– Вы родились в семье художника. С детства видели не только светлые стороны профессии, но и её трудности, «закулисье». Никогда не было желания заняться чем-то другим, пойти по иному профессиональному пути, нежели отец?

– Действительно, мой отец – художник. Рисовал я с детства: сначала получались крайне наивные рисунки, потом увлёкся более серьёзно. Однако в определенный школьный период мои интересы вдруг резко изменились: стал посещать в Доме пионеров различные кружки по авиаконструированию, астрономии и прочие технические секции. Но со временем интерес к рисунку  стал постепенно возрождаться. В итоге я избрал именно художническую стезю.

Дорогие друзья!

В издательстве «АДЭФ-Украина» вышел уникальный труд «Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви».

2 тома «Вечерня» – 415 страниц и «Утреня» – 623 страницы.

Автор-составитель протодиакон Дмитрий Болгарский.

Эксклюзивность издания состоит в репертуаре, комментариях, а также оформлении.

«Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви». Том 1 - «Вечерня» «Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви». Том 2 - «Утреня»

Репертуар отражает лучшие песнопения Украинской певческой традиции, то что «время просеяло», сохранило мелодическое Предание Церкви. Песнопения поданы в исторической хронологии: обиход, древняя монодическая традиция конца XVI – XVIII ст., гармонические песнопения XIX – XX ст.

Преображенское содружество малых православных братств

О вдохновении в наши дни говорить не принято. Может, его не бывает больше? А потому гениев сейчас и не видно? Эти детские вопросы мы задали известному поэту и литературоведу Ольге Седаковой

Кажется, что в современной культуре, литературе нет ничего, сравнимого с XIX веком - с Пушкиным, с Толстым?

Ольга СедаковаЯ думаю, что это чересчур сильное обобщение. Кто может знать все свое время? Людям всегда свойственно плохо думать о «своем времени», в котором якобы уже ничто великое невозможно. И современники великих святых думали, что «в их время» святость уже невозможна. Когда узнали Алексия Римского Угодника? Когда узнали Моцарта, Рембрандта, Ван Гога, умиравших в такой нищете, что и хоронить их было не на что? Когда узнали зрелого Пушкина? Его близкие друзья полагали, что он давно исписался - а лучшие его вещи при этом оставались неопубликованными. Вы думаете, мы умнее тех людей - и, если бы у нас был свой Рембрандт, уж мы бы его точно узнали и наградили Государственной премией? Узнать гения в современнике - может быть, не меньший дар, чем быть гением. Нужно для этого быть очень чутким, открытым к новому и свободным от общих предвзятых мнений.

01_Преп Паисий портрет.jpg

Прп. Паисий (портрет)

Исследование, которое я хочу вам сегодня предложить, было затеяно с целью ответить на простой и достаточно узкий вопрос: какие церковные распевы предпочитал преподобный Паисий Величковский (1722-1794), инициатор святоотеческого возрождения в кирилличном пространстве, и, соответственно, какие распевы использовались в основанных им обителях? 

Почему этот вопрос кажется мне важным? По очевидной причине. Достаточно вспомнить роль соборной молитвы в любом монашеском уставе, и мы поймем, что богослужебное пение и чтение всегда занимало значительное место в жизни любого монастыря – и много часов в распорядке дня насельников. Поэтому, чтобы адекватно оценить филокалическое возрождение преп. Паисия, нам надо знать не только об аскетическом подвиге Старца и его учеников, не только об их догматическом учении, не только об их переводческих и издательских стратегиях (хотя все это, безусловно, очень важно); но нам надо также знать, как они пели.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner