НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Маленькая девочка в розовом платье прыгает от радости под умиленным взглядом своей бабушки. Сегодня утром вместе с другими детьми она соорудила вертеп – украинские рождественские ясли. В коридорах Института Святого Фомы Аквинского в Киеве ее каштановые кудряшки подпрыгивают в такт шагу. Почти два года назад, 24 января 2015 года, в супермаркете ей оторвало ногу бомбой, которая отняла у нее мать. Маленькую девочку зовут Мелания, ей пять лет, она родом из Мариуполя, города на востоке Украины. «Моей дочери было 27 лет, – со слезами на глазах вспоминает бабушка. – Когда бомба взорвалась, она прикрыла собой малышку, чтобы спасти ... Мы с Меланией много времени провели в больнице. Она перенесла две очень тяжелых операции для установки протеза. В палате ей слышался гул самолета, и когда медсестра или врач стучали в дверь, она вздрагивала от страха. Мелания очень боялась. Когда мы переехали в Киев, ей казалось, что она все еще там. Она говорила: «Бабушка, прилетит самолет, спрячь меня где-нибудь в больнице».

23 и 24 апреля в Киеве состоялось знаменательное событие - две лекции выдающегося библеиста Андрея Десницкого на тему «Современная библеистика как вызов традиционному христианству». Казалось бы, Библия является для христианства основополагающей книгой, поэтому библейские исследования для христианина - вполне естественное занятие. Однако традиционное христианство, т.е. конфессии, опредедяющиеся институциональностью , догматичностью и миссионерской направленностью, к современным научным исследованиям Библии могут относиться с подозрением, поскольку факты археологии, палеобиологии, истории и других наук нередко противоречат устоявшимся интерпретациям Священного Писания. Как быть, например, с тем, что в Ноев ковчег физически не могли попасть представители всех видов животных, которые в то время существовали на земле? Или с тем, что Апостол Павел не является автором Послания к евреям? Где в Библии заканчиваются факты и начинаются мифологемы как проводить между ними границу?

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 3. ГИМНЫ

В первых трех лекциях я говорил о псалмах в их древне-израильском контексте. Я также обратил ваше внимание на то, каким образом иудейские редакторы скомпоновали Книгу Псалмов. Для христиан, однако, Священное Писание состоит из двух заветов и, хотя Ветхий Завет авторитетен, кульминацию библейского откровения христиане видят в Новом Завете. Соответственно, именно Новый Завет определяет христианское понимание Ветхого Завета. Отсюда тема моей сегодняшней лекции: Псалмы и Новый Завет.
 
Существуют по крайней мере три аспекта этой темы. Во-первых, Новый Завет изобилует ссылками на Книгу Псалмов в виде прямых цитат и косвенных аллюзий. Во-вторых, возникает вопрос о том, как читатель-христианин понимает псалмы в свете откровения Иисуса Христа. Наконец, в Новом Завете есть «псаломоподобные» тексты –«христианские» или «новозаветные псалмы», как можно было бы их назвать.

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 2                                                                                     Лекция 4. ПСАЛМЫ И НОВЫЙ ЗАВЕТ >>
 
В первой лекции я отметил, что название Книги Псалмов на иврите – «Книга хвалений» (Sefer-tehillim, Сефер Теилим). Сегодня мы сосредоточимся на «хвалах» – псалмах, которые можно клас-сифицировать как гимны.
 
Хвалебные гимны в Псалтири чрезвычайно разнообразны. Это «псалмы Торы» (напр., 1, 119 [118]), «царские псалмы» (напр., 2, 72 [71]), «псалмы мироздания» (иногда называемые «псалмами мудрости», напр., 104 [103]), псалмы, обобщающие священную историю Израиля (напр., 106 [105]) и другие. Несмотря на разнообразие тематики, в центре внимания всех этих псалмов – Яхвэ, Господь Израиля. Это – Тот Господь, Кто даёт Тору, ставит царей, творит мироздание и направляет историю Израиля. Быть в отношении со всем этим значит быть в отношении с Яхвэ; славить всё это значит славить Яхвэ.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner