НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Перевод Дарьи Морозовой

Преп. Мелания. Византийская миниатюра. XVв.

Аннотация

Хотя грамматическая репрезентация мышления и его роль в дискурсе чрезвычайно сильно различаются в разных языках, сам глагол «думать» оказывается универсальным лингвистическим концептом. Следовательно, лингвистические интерпретации этой базовой человеческой деятельности могут обеспечить важный источник данных для понимания разных концептуальных систем. Итак, эта статья анализирует лингвистические конструкции мышления – способы толковать или же «семантизировать» это состояние или деятельность, – зафиксированные в литературных памятниках восточного монашества, чтобы оценить ранние монашеские представления о я (self*), их становление и использование. Опираясь на современные лингвистические теории, я доказываю, что уникальная лингвистическая интерпретация мышления, которая употреблялась позднеантичными монахами, не просто была удобным и выразительным способом обсуждать ментальные процессы, - она также приводила к глубокому сдвигу в понимании я как чего-то, отличного от своих мыслей. Итак, наше исследование указывает на важную роль языка, и особенно грамматики, в формировании монашеского я.  

Центр св. Климента начинает серию публикаций нового перевода Первого Послания св. Климента Римского к коринфянам с греческим текстом, критическим аппаратом и комментариями. Данная первая публикация содержит первые три главы Послания.

CODEX Alexandrinus 159 1 Clem. incipit.jpg

Александрийский кодекс, лист 159а.
​Начало Первого Послания св. Климента Римского к коринфянам

Св. Климент Римский — один из первых по времени и по значению «апостольских мужей», или «апостольских отцов». Так принято называть христианских деятелей и писателей конца I – начала II века, ставших преемниками апостолов в их миссии и служении, чьи сочинения приобрели в церковном предании большой авторитет. К кругу творений апостольских мужей традиционно относят «Дидахе», или «Учение 12 апостолов», Послание ап. Варнавы, два послания св. Климента Римского к коринфянам – 1-е и 2-е, послания св. Игнатия Антиохийского (или Игнатия Богоносца), Послание св. Поликарпа Смирнского к филиппийцам, «Пастырь» Ермы, а также отрывки из Папия Иерапольского и два мученических акта – «Мученичество св. Поликарпа Смирнского» и «Мученичество св. Игнатия Богоносца».

Ἑορτάζωμεν θεϊκῶς! (or. 38, 4; SC 358, p. 110) «Да празднуем торжество как подобает Божественному», а не в духе мира сего. Эти слова святителя Григория Богослова из Слова на Рождество 380 года – призыв, обращенный к верным, катехуменам и крещеным, праздновать приход Спасителя в мир с чистой духовной радостью, без излишеств, свойственных языческим празднествам.

Ἑορτάζωμεν καλῶς! (or. 39, 20; SC 358, pp. 195-197) «Да празднуем торжество с красотою», «Да празднуем божественно!». Эти слова – и приглашение, и «программа». Святитель Григорий и другие отцы Церкви непрестанно призывали свою паству отмечать великие христианские праздники (Пасху, Вознесение, Рождество, Богоявление) достойно совершаемых Божественных тайн. В этом они вторят апостолу Павлу и даже некоторым античным философам (Платон, Законы)[1].

Апостол Павел первым сформулировал это требование: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 К ор. 5:7-8). Христиане, живущие новой жизнью, дарованной Христом Иисусом, должны приносить Богу «жертву духовную» (λογικὴ λατρεία, Рим 12:1-2). Эта духовная жертва совершается в литургическом собрании через внимание библейскому слову и проповедь, через соответствующее пение и гимны. Вся жизнь верующего должна стать духовным приношением, литургией после Литургии.
Ваше Блаженство, Ваши Преосвященства, отцы, братия и сестры!
 
Первым праздником как днем, свободным от работы, днем отдыха, днем покоя (а именно так и воспринимает современный человек любой праздник) был день, последствовавший шести дням творения: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт 2:2-3).
 
Жизнь первозданной четы в раю проходила в контексте субботнего покоя. Человек еще не должен был трудиться в поте лица своего, чтобы добывать необходимые средства к существованию. Он находился в непрестанном богообщении, а окружающий мир – в состоянии гармонии.

Ἡ γέννησίς σου, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ἀνέτειλε τῷ κόσμῳ τὸ φῶς τὸ τῆς γνώσεως· ἐν αὐτῇ γὰρ οἱ τοῖς ἄστροις λατρεύοντες, ὑπὸ ἀστέρος ἐδιδάσκοντο σὲ προσκυνεῖν, τὸν Ἥλιον τῆς δικαιοσύνης, καὶ σέ γινώσκειν ἐξ ὕψους ἀνατολήν, Κύριε δόξα σοι.

И геннисис су, Христэ о Феос имон, анэтилэ то козмо то фос то тис гносеос; эн автэ гар и тис астрис латрэвонтэс, ипо астэрос эдидасконто сэ проскинин, тон Илион тис дикэосинис, кэ сэ гиноскин экс ипсус анатолин, Кирие докса си.

Рождение Твое, Христе Боже наш, взошло для мира светом знания; ведь в нем служившие звёздам от звезды учились Тебе поклоняться, Солнцу правды, и Тебя познавать, с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner