НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 3. ГИМНЫ

В первых трех лекциях я говорил о псалмах в их древне-израильском контексте. Я также обратил ваше внимание на то, каким образом иудейские редакторы скомпоновали Книгу Псалмов. Для христиан, однако, Священное Писание состоит из двух заветов и, хотя Ветхий Завет авторитетен, кульминацию библейского откровения христиане видят в Новом Завете. Соответственно, именно Новый Завет определяет христианское понимание Ветхого Завета. Отсюда тема моей сегодняшней лекции: Псалмы и Новый Завет.
 
Существуют по крайней мере три аспекта этой темы. Во-первых, Новый Завет изобилует ссылками на Книгу Псалмов в виде прямых цитат и косвенных аллюзий. Во-вторых, возникает вопрос о том, как читатель-христианин понимает псалмы в свете откровения Иисуса Христа. Наконец, в Новом Завете есть «псаломоподобные» тексты –«христианские» или «новозаветные псалмы», как можно было бы их назвать.

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 2                                                                                     Лекция 4. ПСАЛМЫ И НОВЫЙ ЗАВЕТ >>
 
В первой лекции я отметил, что название Книги Псалмов на иврите – «Книга хвалений» (Sefer-tehillim, Сефер Теилим). Сегодня мы сосредоточимся на «хвалах» – псалмах, которые можно клас-сифицировать как гимны.
 
Хвалебные гимны в Псалтири чрезвычайно разнообразны. Это «псалмы Торы» (напр., 1, 119 [118]), «царские псалмы» (напр., 2, 72 [71]), «псалмы мироздания» (иногда называемые «псалмами мудрости», напр., 104 [103]), псалмы, обобщающие священную историю Израиля (напр., 106 [105]) и другие. Несмотря на разнообразие тематики, в центре внимания всех этих псалмов – Яхвэ, Господь Израиля. Это – Тот Господь, Кто даёт Тору, ставит царей, творит мироздание и направляет историю Израиля. Быть в отношении со всем этим значит быть в отношении с Яхвэ; славить всё это значит славить Яхвэ.

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 1                                                                                                                    Лекция 3. ГИМНЫ  >> 

В первой лекции я отметил, что псалмы-плачи – наиболее многочисленный тип псалмов в Псалтири. Многие ученые считают, что плач является также оригинальной формой псалмопения в Израиле – формой, из которой развилась Псалтирь.

Доказательством этой точки зрения служит, прежде всего, преобладание плачей в 1-й книге Псалтири (Пс. 1-41). Каноническая Псалтирь делится на пять книг. Несмотря на разногласия по поводу времени, когда появилось это распределение псалмов, две вещи можно сказать с определенностью. Во-первых, деление на 5 книг относится к глубокой древности. Во-вторых, наличие отдельных «книг» в Псалтири показывает нам, что Псалтирь не была сочинена как цельный органический текст, а представляет собой сборник. На самом деле, это собрание сборников. Иначе говоря, большому сборнику, каковым является каноническая Псалтирь в её нынешнем виде, предшествовали малые сборники. Более того, можно указать свидетельства о более чем только пяти сборниках псалмов в Псалтири. Песни восхождения (Пс. 120-134), например, в настоящее время составляют часть 5-й книги Псалтири (Пс. 107-150), но прежде чем стать частью более крупного собрания, они, вероятно, были самостоятельным сборником песен.
Пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (…) Давид скакал из всей силы перед Господом; одет  же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицанием и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (…) И сказал Давид Мелхоле: (…) пред Господом играть и плясать буду.
2 Книга Царств, 6:12-22.
 
Богоотец убо Давид пред сенным Ковчегом скакаше, играя…
Преп. Иоанн Дамаскин, Канон Пасхи, Песнь 3
 
Библейское свидетельство о пляске царя Давида при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим из дома Аведдара Гефянина (2 Цар. 6:12-23[2]) интересно для христианской экзегезы, вероятно, по той же причине, что и для иудейской: оно предлагает достаточно нетривиальную парадигму богослужения, неожиданную и весьма оригинальную модель «предстояния» праведника перед Господом.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner