НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

    Церковная история Италии в XI столетии представляет собой череду драматических событий, причудливо и неожиданно сплетавшихся между собой и в этом сплетении предопределивших дальнейшее развитие, как Церкви, так и Империи в последующие века. Как известно, Римская церковь входила в XI столетие, будучи подвластна принципам германского «цезарепапизма», – цезарепапизма во много раз более жесткого, чем византийский цезарепапизм. Завершался же указанный век для Римской церкви той упорной борьбой за церковное обновление и свободу от светской власти, которой повсеместно в историографии усвояется наименование «борьбы за инвеституру». Действительно, противостояние Римских епископов и светской императорской власти, окончательно принявшая при Григории VII внешнюю форму борьбы за право инвеституры епископов и аббатов, оказала важнейшее влияние, как на всю Западную церковь, так и на средневековое итальянское общество. Можно с уверенностью утверждать, что «борьба за инвеституру», начавшись как канонический конфликт папы и императора, очень быстро превратилась в конфликт между двумя принципами существования земной церкви. В значительной степени этот конфликт уже был предопределен движением патаров против клира Миланской архиепископии, лидеры которого, пожалуй, впервые попытались воплотить идеалы клюнийского движения в общественной и политической жизни, попытались изменить, причем изменить насильственно, а не соборне, привычный для раннесредневековых поколений церковный modus vivendi. Борьба за инвеституру позволила в определенный исторический момент каждому активно мыслившему католику, как в Италии, так и за ея пределами, публично обнаружить свое понимание устройства церковной жизни, дала возможность образно выражаясь, «сорвать маску» условной, прививавшейся еще с эпохи Каролингов, церковно-имперской благопристойности. Многие талантливые духовные мыслители и церковные писатели в Италии шли на этот риск, за который им вскоре пришлось отвечать, - отвечать не жизнью или политической карьерой, а личным спасением души, ибо именно в эпоху борьбы за инвеституру отлучение от Церкви, раздававшееся направо и налево представителями обеих враждующих сторон, окончательно перестало быть крайним каноническим средством врачевания грешников, превратившись при этом в сознании большинства в своеобразное духовное клеймо, обрекавшее отлученного от церковного общения и тем самым заклейменного противника на адские муки. Именно в этих противоречивых исторических условиях проходила церковная и политическая деятельность Ансельма, епископа Лукки.

Прикрепленный файлРазмер
Скачать полный текст .doc163.5 кб
Скачать полный текст .pdf311.76 кб

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner