НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Проповедь Высокопреосвященнейшего архиепископа Макаровского Илария, викария Киевской митрополии, в Покровском храме с. Тимченки Харьковской области, Изюмско-Купянской епархии Украинской Православной Церкви в воскресенье 1 ноября 2015 года.

Каждый из нас призван быть сеятелем. Ибо это – общее призвание всех христиан: сеять Евангельское слово в этом мире. И слово Евангелия, которое сеется в мире, должно давать свои плоды определённым способом, который зависит от того, на какую почву оно попадает.

Это общая задача для каждого христианина. Ибо часто христиане думают, что кто-то должен благовествовать, кто-то должен проповедовать, кто-то должен говорить. Но в действительности, если мы внимательно будем читать страницы Нового Завета, то увидим, что это призвание – всеобщее. Каждый христианин призван к благовествованию. Не просто к хождению в храм, где нужно отстоять Литургию, поставить свечу, поисповедоваться, причаститься… Только этого мало. Каждый из нас должен открывать свои уста для того, чтобы нести слово благовестия этому миру. Потому что это – желание нашего Бога, и Он хочет, чтобы все христиане свидетельствовали о Христе. А часто христиане думают, что это обязанность то ли священников, то ли людей, особо обученных для того, чтобы кому-то говорить о Христе. Они считают, что им достаточно просто приходить в храм.

И в жизни получается, что мы отказываемся от той высокой чести, которую даровал нам наш Царь. Он избрал нас для того, чтобы мы были Его послами в этом мире, были Его провозвестниками, а мы скромничаем, мы часто молчим, скрываем, что мы христиане, стесняемся исповедовать свою веру, совершать какие-то обряды, исполнять христианские обычаи, то есть мы всячески стараемся скрыть то, что мы носим в своем сердце Христа. И это неправильно, так как этим мы лишаем мир великой милости, которую ему даровал Сам Христос. Мы оказываемся немилосердными, потому что мы сами лишаем этих прекрасных людей той последней милости и того шанса, который им предоставляет Сам Господь.

В одном из житий мучеников есть такой рассказ: некоторая благочестивая женщина всегда молилась и читала Священное Писание, а жила в доме, где было много комнат, которые занимали разные люди. И так получилось, что через стену жила блудница. Стены были тонкие, и она постоянно слышала это чтение вслух. Однажды она не выдержала, пришла и спросила женщину: «Что же ты читаешь, что это такое?». И та начала рассказывать ей (хотя были гонения в то время), что она читает Писание, читает Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в мир, чтобы нас всех спасти. И постепенно, через это благовестие, женщина лёгкого поведения исправилась, она уверовала и тоже стала мученицей. А что бы произошло, если бы та благочестивая женщина скрывала, что она верующая, не благовествовала бы? Конечно, тогда блудница могла бы никогда не услышать Благой Вести, не исправиться и не спастись.

 Поэтому на нас лежит эта особая ответственность свидетельства, ибо «мученик» по-гречески буквально переводится как «свидетель». Это показывает всю ответственность нашего свидетельства, потому что мы свидетельствуем не только словом, но и делом. Поэтому в Писании и сказано, что если мы будем жить по Христовым заповедям и будем объединены христианской любовью, то все, кто будут нас видеть, будут говорить: «Воистину, с ними пребывает Бог, ибо они проводят такую жизнь» (см. 1 Иоан. 4,12). И, конечно, эта ответственность лежит на каждом человеке. Апостол Павел говорит нам в одном из своих посланий: «Горе мне, если я не благовествую». Он не сказал, горе мне, если я не крещу; горе мне, если я не делаю ещё чего-то, а «горе мне, если я не благовествую» (1 Кор. 9,16).

Благовестие – это есть постоянное наше состояние, в котором мы должны находиться. Постоянная проповедь о Христе. Но она требует не только слова, она требует жизни, что гораздо труднее. Поэтому Господь и говорит сегодня, что Евангельское слово падает на разную почву. Соответственно, если мы хотим приносить добрый плод этого благовествования, то мы должны с вами помнить и о том, что не только чужой «огород» мы должны возделывать, но и свой в первую очередь. Ибо всякий, приносящий добрый плод, преумножает его. Чем? Своим благовестием. И если мы действительно чувствуем в себе и хотим произрастания этого плода, то мы сможем обязательно передать это состояние другому. Потому что, опять же говорится в Писании, не можем передать того, чего сами не имеем. Подобно притче о мудрых девах, где юродивые девы не имели елея и для того, чтобы войти в Чертоги Царства, тоже должны были приобрести этот елей (Мф. 25 гл.).

Поэтому Господь сегодня говорит, что, во-первых, мы призваны благовествовать; во-вторых, для этого нам нужно самим приобрести или возделать ту почву, на которой бы мы дали добрый плод, которым бы могли поделиться с другим, и от которого во многом зависит успех нашего благовестия. Это кажется простым, но в действительности это и сложно. Потому что сегодня мы слышим, что, оказывается, не всё так просто, а есть враг нашего спасения, который мешает нам это совершать – это дьявол, который похищает наш плод. И не раз мы на своем опыте убеждались, что всё хорошо, вроде бы и со Христом мы дружны, и с Евангелием у нас всё нормально, и заповеди вроде бы получается исполнять, а потом вдруг происходит какое-то событие в нашей жизни или случай, который вдруг перечеркивает все, что мы с вами сделали до этого. Вот это и есть как раз то, о чём говорится в сегодняшнем Евангелии. Дьявол нас обворовал. Он постоянно старается нас обворовать, потому что мы с вами должны помнить, что наше сокровище, которое мы собираем, не может просто так лежать, его надо хранить, его надо оберегать, чтобы дьявол его не похитил. И, конечно же, каждый из нас должен помнить, что это сокровище есть самое драгоценное, которое даровал нам Господь. Ибо всё остальное у нас можно отнять, но вот это, что мы приобретём в нашем духовном сражении, в нашей духовной жизни, никто из людей не сможет забрать, никто не сможет нас обокрасть.

Сегодня Господь говорит нам о том, что мы с вами должны стоять на страже своего сердца. Ибо то поле, на котором растёт наш плод – это наше сердце, которое действительно способно или окаменеть, стать бесчувственным ко всему: к Самому Богу, Его зову, чужим страданиям. Или, наоборот, стать живым сердцем, которое творится Богом, которое чувствует Его присутствие, и которое постоянно направляет нас на тот путь, который называется путём свидетельства.

Но свидетельство – это нелёгкая вещь. Мы часто думаем, что путь христианства –  это всегда путь, на котором нам легко, радостно, весело. Но Господь говорит, что может быть и по-другому, потому что у каждого из нас есть своя Голгофа, и, не пройдя этой Голгофы, мы не можем уподобиться Христу. Поэтому нам Господь и говорит сегодня, что тот плод, который мы хотим произрастить, есть плод нашего сораспятия Христу, сопричастности Его крестной Жертве. И апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что кто мнит иного пути, тот ошибается и заблуждается (Евр. 3,10). Ибо мы с вами – христиане, а христиане есть подражатели жизни Христа, которые идут по Его следам, по Его стопам. И это означает, что каждый из нас повторяет в каком-то смысле Его жизнь. И поэтому мы не можем прийти к воскресению, мы не можем прийти к Царствию Божию, обойдя каким-то образом Голгофу. Если мы ещё не достигли в нашей жизни своей Голгофы, то это означает, что она нас ещё только ожидает. И поэтому Господь нам сегодня говорит о мужестве, которое мы должны с вами принять. О мужестве быть готовыми принять свою Голгофу, когда бы она с нами не случилась. Потому что, только пройдя через свою Голгофу, мы  сможем соединиться со Христом.

Что такое Голгофа? Это не обязательно то, что мы можем себе представлять, нас не обязательно будут прибивать гвоздями, выкручивать нам руки или отрывать пальцы. Это может быть что-то другое, связанное с нашими страданиями, но не менее сильное, чем распятие. Так как у каждого из нас есть та таинственная область нашей жизни, где мы можем оказаться в глубоких страданиях, где мы можем оказаться с вами один на один с той проблемой, которая встала перед нами. Часто мы читаем Евангелие, говорим о Христе и думаем, что мы всё понимаем, что мы действительно ко всему готовы, но в действительности может оказаться не так, поэтому Господь часто посылает нам испытания, по-славянски «искус». Искушение, к которому мы должны всегда готовиться. Так как одно дело рассуждать о любви к ближнему, о вере, о Христе, о доброте, и другое – исполнять это на деле. Господь так сотворил мир и нас с вами, что он всё искушает, как в горниле, в огне испытаний, когда, действительно, через это испытание, через это событие Он показывает нам настоящих нас, какие мы есть на самом деле. Потому что, пока мы не войдём в эту область искушения, мы не познаем себя, а не познав себя, мы не спасёмся, ведь мы не будем знать, что в нас не так, в чём мы не соответствуем Христу. Поэтому мы должны с вами трезвенно готовиться к тому, что можем встретить завтра.

О чём я говорю? Постараемся взять самые простые примеры. В общем легко всех любить. Но когда мы входим в конкретную область любви к ближнему (пока не будем говорить о любви к Богу), только тогда мы начинаем опытно познавать, что это такое. Надо встать для кого-то пораньше, надо послужить кому-то, надо приготовить что-то. А мы устали, нам тяжело, нам не хочется и т.д. Это уже область малого искушения. И опять же, что такое любить? Когда мы читаем свидетельства древних христиан о том, как они любили, то мы видим, что они не просто старались помочь ближнему, а ходили и искали, кому бы помочь. Они приходили в дома и говорили: «Кому омыть раны и ноги? Кому перевязать эти раны? Кому утолить их болезни?». Но это нелегко. Попробуем сейчас пойти в больницы, например, в тот же самый хоспис, где есть прокажённые. Сможем ли мы такое сделать? Нелегко! Но вот об этом-то и говорит Христос. А если вдруг среди нас окажется какой-то больной, то ли прокажённый, то ли больной другой неизлечимой болезнью, что мы, христиане, будем делать? Смело принимать и любить, или будем шарахаться от него? Вот о чём говорит Христос! Это есть истина испытания нашей веры. Все остальное – это наши мечты о том, что мы верующие. И только наша вера Христу, смирение перед Ним, доверие Ему, от которых будет исчезать страх, даст нам возможность приносить тот плод, который произрастёт в нашем сердце. Потому что христианство есть сама жизнь. Оно не мечта о нашей жизни, или образ, фантазия о том, что мы станем другими. Это реальные изменения нашего состояния – из состояния падшести, то есть греховности, в состояние святости.

Как говорят многие святые отцы, от точки падшести или греховности до точки святости посередине лежит просто человечность. У Тургенева есть стихи в прозе. В одном из таких стихотворений он рассказывает, что на улице он встретил нищего, глаза его были воспалёнными, кожа на руках тоже была покрыта какими-то язвами, и он попросил милостыню у писателя. Оказалось, что у Тургенева ничего не было в кармане. Он сказал: «Прости, брат», – и пожал руку нищему. Писатель говорит, что в ответ он тоже пожал ему руку и сказал: «Ничего, брат». И я понял, – отмечает писатель, – что он тоже подал мне милостыню. Это и есть то, о чём мы с вами говорим. Христос не чуждался никого, исцелял и слепых, и хромых, и прокаженных, и с блудницами беседовал, потому что Он действительно всех любил. И если мы любим, то мы ничего не боимся, мы действительно открыты для всех и в нашем сердце нет осуждения. Но часто бывает наоборот, что христианин говорит по теории всё правильно: надо любить, надо не осуждать. Но когда реально сталкивается с такой ситуацией, вдруг откуда-то берется обида, осуждение, страх, исчезает любовь. А как же мы хотим умножить число верных Христу, если мы сами Ему не верны? Всё начинается с нас, с нашего сердца. Если мы сами не начнем менять себя, то вокруг нас мир не изменится. Святые отцы говорят: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это и есть работа над собой. Весь парадокс благовестия заключается в том, что моё благовестие будет не действенным, пока оно не начнёт быть действенным во мне самом, поэтому каждый из нас и есть точка отсчёта спасения этого мира во Христе. И из-за меня мир не спасается, потому что я есть тот, кто не может дать этот добрый плод, кто не может дать возможности Хлебу Небесному сойти на землю.

Авраам, о котором мы говорили, действительно был великим отцом всех верующих. И если мы обратимся к еврейскому оригиналу, то там стоит «эд Авраам». Частица «эд» говорит о том, что Авраам всегда находился в союзе, в согласии с Присутствием Божиим, и это – очень важная вещь, потому он и сподобился явления Пресвятой Троицы, так как оказался выше тех внешних норм и порядков, которые царили в Иудее. Он перешагнул тот этический барьер, который не даёт человеку открыться для Бога. Часто недостаточно внешних формальных этических понятий, каких-то моральных моментов, а нужно преодолеть себя и даже выйти из себя, отречься себя, что Авраам сумел сделать, – и поэтому стал великим началом для всех верующих. Этого перехода, этой готовности отдать жертвенно всё, что есть у нас, Христу, ожидают от нас сегодня. Тот плод, который мы приносим, – это то, что мы можем действительно дать Христу, ибо всё остальное и так принадлежит Ему, но этот плод мы можем сами вырастить своими руками и отдать Богу – как нашу жертву, как нашу благодарность и признательность Ему за все, что Он посылает для нас. А совершил Он для нас самое великое – наше спасение, пришел на землю для того, чтобы умереть за нас, так как любил каждого из нас настоящей любовью. Любовью, которая не проходит. И если мы сможем ответить Ему тем же, то тогда действительно мир изменится. Ведь в действительности все возможности находятся у нас, у христиан. Как первые христиане смогли сберечь и приумножить Церковь? Как они сохранили веру? Не теорией своей, а тем, что они умирали за Христа. И наше время очень похоже на то время. Зависит все от того, как мы с вами отзовемся на зов самого Господа. Если мы примем этот зов, если для нас это не просто какое-то уютное пространство, в котором нам хорошо, а мы понимаем, что это вопрос жизни и смерти для каждого из нас, вот тогда мы сможем изменить этот мир и внести в него тот благодатный перелом, который положит начало новому Царству на новой земле.

Поэтому, дорогие мои, будем сегодня молиться о том, чтобы Господь укрепил каждого из нас, чтобы Он посетил наше сердце, чтобы Он всегда был нашим Другом, Помощником, Тем сострадающим нам Господом, страданиями Которого мы с вами искуплены, стали новыми людьми, открыли своё сердце для Слова Господнего, которое говорит о двух важных и главных заповедях: возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего. Пусть Он сам нас научит искренне любить Его и нашего ближнего, чтобы плод милосердия произрастал именно в нас, а потом во всех, кто окружает нас, для нашего спасения, радости, утешения в вечном Царстве Его. Аминь.

Слово на отпусте

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с сегодняшним воскресным днем. Воскресенье, как учат святые отцы, есть малая Пасха. И весьма знаменательно, что сегодня наша встреча – которая в сердцах не заканчивается никогда – оканчиваясь вовне, заканчивается Божественной Литургией. Потому что вершина каждого общения – Евхаристия, благодарение Богу за то, что Он нас сотворил, дал нам жизнь и, несмотря на наши согрешения, продолжает нас любить. Хотя мы часто забываем о Нём, Он помнит о нас всегда, продолжает любить нас, как своих детей, вести нас по этой жизни и, главное, – заботиться о том, чтобы мы стали наследниками Его Божественного Царства.

И сегодня я хочу поблагодарить отца Патапия, настоятеля этого святого храма, за предоставленную возможность приехать сюда, вместе со всеми совершить Божественную Литургию и помолиться о тех прошениях, о тех нуждах, которые находятся в сердце каждого из нас. Ибо Богу даже не нужно наше слово, Ему нужно наше сердце. Он сердцеведец, Он слышит все наши прошения и желания сердца нашего. Он видит, чего мы хотим, ибо мы в той или иной мере закрыты друг для друга, но мы открыты и прозрачны для Него. Поэтому Господь хочет, чтобы мы пришли в единство, в котором все пребывают со Христом.

Это очень важно, потому что Господь не принёс разделения в этот мир. Разделение приносит грех. Поэтому мы должны устранить, по крайней мере, стараться устранить грех, чтобы этого разделения было как можно меньше. Чтобы та любовь, которую дал Христос, становилась не мечтой, не желанием, а реальным наполнением нашей жизни. И сегодня, когда мы молились с вами за этой Божественной литургией, мы молились о всех нуждах этого мира. Ибо Литургия так и составлена, чтобы охватывать всех и вся. Чтобы в ней было слышно всё: и скорбь плачущего сердца, и радость и улыбку радующегося, потому что Бог – всё и во всём. Так пусть же это будет для нас памятным всегда, пусть Господь всегда дарует нам мысль о том, что мы с вами свидетели Христовы, что мы призваны для Его свидетельства. И пусть наш путь, каким бы он ни был, всегда будет путём верности Христу и верности Его любви. Ещё раз всех вас поздравляю с праздником, с тем путем веры, который всегда совершается в наших сердцах. И пусть Господь укрепляет каждого из нас в любви и осознании нашего служения, которое мы должны совершать в чистой совести, по христианскому призванию и через исполнение заповедей Божиих.

С праздником всех! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн и всем вам желаю Ангела-Хранителя. Также мы благодарны местному архиепископу, Высокопреосвященнейшему Владыке Елисею за его гостеприимство и любовь. Передайте, пожалуйста, ему нижайший поклон и многая и благая лета!

[…]

Я понимаю, что все уже устали, но хочу ещё пару слов сказать. Во-первых, наше призвание – не строить какие-то схемы, построения, условные понятия, потому что это всё-таки теория, а практика жизни – это любовь. Любовь изменяет все. Мы видим примеры из истории, из Священного Писания. И среди нас любовь преображает всё, но для этого надо искренне любить. Чтобы искренне любить, надо отвернуться от себя. Я думаю, что мы говорим о разном, по-разному, когда собираемся. Но если всё свести к этому смыслу, то мы говорим о самоотвержении ради любви. Мы хотим отвергнуться себя ради ближнего, мы хотим любить так, чтобы мир этот преобразился. Это очень хорошо, потому что это святое живое желание, которое, дай Бог, чтобы в нас не угасло.

Действительно, никогда не стоит разделяться, потому что, я уже говорил об этом, разделение приносит в мир дьявол. Мы помним, как Апостол сказал, что мы говорим: «я Титов, Аполлосов», но мы все – Христовы. Христос всех нас родил Своим Духом, и этот Дух действует и дышит там, где хочет (Ин. 3,8). Мы должны всегда как христиане помнить тот урок, который был преподан ветхозаветным людям. Иудеи думали, что они навеки приняли Бога, заключили с Ним союз и будут держать Его в цепях, но этого не произошло. Потому что Бог дышит, где хочет. Пока Он считал это нужным и необходимым и ещё видел надежду и достоинство иудеев, чтобы среди них дышать, Он дышал. Когда Он увидел, что всё бесполезно – Он ушел. Поэтому мы должны понимать, что мы тоже не купили Бога, не захватили Его в плен, не заковали Его в клетку. Он среди нас, пока мы этого достойны. Не по грехам или по святости, а по нашей потенции, то есть готовности измениться. Пока Бог верит в нас – Он среди нас, но если Он увидит, что мы уже безнадёжны, Он может уйти от нас так же, как ушёл от иудеев.

Рано или поздно все повторяют одну и ту же духовную дорогу: костенеют, остывают, начинают верить в то, что Бога можно пленить. Нет, Он свободен и учит этой свободе нас, поэтому мы должны помнить, что если мы станем свободны от греха, то и Он, свободный, будет тоже всегда с нами. Ибо Он любит нас, поддерживает, готов всегда разделить с нами всё: и нашу радость, и нашу боль. Но только если мы то же самое готовы разделить с Ним. Это и есть весь смысл христианства. А мы думаем, что какими-то внешними делами, вещами, формулами можем Его пленить. Нет. Никогда мы этого не сделаем.

Надо помнить, что очень точно сказано: в этом мире мы стали тоже разделяться. То мы греки, самые хорошие, то мы румыны, то мы молдаване, то мы ещё кто-то там, а во Христе все едины. Бог любит одинаково всех. Так же, как мы любим пальцы на своей руке; разве вы можете сказать, что мизинец вам не нужен? Отрубите его тогда. Или другой палец. И Христос никого не отбрасывает, Он всех любит одинаково. И в древности возникали споры о нациях, о превосходстве и о многом другом. Поэтому святые отцы говорили, забудьте все эти разговоры, потому что в христианстве нет ни скифа, ни эллина, ни иудея. Не важно, какой вы национальности, потому что у христиан есть только одна национальность – христианин. Вот моё гражданство. Если мы будем так думать, так верить и так жить, то мы сможем преобразить этот мир так, как мы в это верим, и как мы об этом думаем.

То, что мы собираемся, общаемся – об этом можно думать, может быть, по-разному, с разных точек. Но самое важное, что мы должны отметить, что это – тот процесс, который происходит в Церкви. Господь продолжает дальше класть камни Церкви: не внешние, а внутренние, духовные. Самое интересное –  что мы являемся частью того, что сегодня совершает Господь. Мне всегда интересно, как Бог это совершает. Если мы будем всегда это осознавать, то, я думаю, что мы увидим, по крайней мере, хотя бы часть наших надежд. Ибо христианин всегда уповает, всегда надеется, говорит апостол Павел. Мы не можем отложить от себя эти качества, потому что они есть наше внутреннее содержание.

Поэтому всех благодарю за общение, за это желание стать лучше, за этот пример, за эту взаимную возможность учить друг друга, наставлять, но не словами, а поступками. Я думаю, что из нас никто не уходит без плода, каждый чему-то учится, что-то приобретает и выносит из этого общения внутренние духовные сокровища. И если мы, благодаря этому общению, стали хотя бы немного лучше, хотя бы несколько раз поступили по-христиански – это уже великий результат, который видит наш Господь.

Поэтому всех благодарю, желаю всем успехов, желаю сохранить своё сокровище – закрывайте его быстрее в сундуки под замки – и большого и великого пребывания Христа, Бога Нашего. И как самый недостойнейший среди вас прошу святых молитв всегда обо мне – на любом месте, в любое время дня и ночи, потому что мне это очень необходимо. С праздником всех!

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner