НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

24-30 августа 2014 г. делегация Центра св. Климента и издательства «Дух и литера» посетила одно из крупнейших ежегодных культурных мероприятий Италии – знаменитый «Митинг» в Римини, организатором которого выступает христианское католическое движение Communione e Liberazzione («Общение и освобождение»). Для кого-то из нас «Митинг» случился впервые, кто-то посещал его и раньше, но частью жизни всех нас он стал благодаря энтузиазму харьковского философа и богослова Александра Филоненко – главного спикера Митинга в этом году.

Кроме доклада для многотысячной аудитории, А. Филоненко вместе с молодым киевским философом Алексеем Сиговым курировал для Митинга резонансную выставку, посвященную опыту украинского Майдана. На ней волонтерами работали как сотрудники Центра св. Климента, так и харьковского Центра европейской культуры “Dante Centro”.

В этом году впервые на Митинге выступил и директор издательства «Дух и литера» Константин Сигов. Его доклад «Украина: реальность надежды» также стал одним из ключевых событий насыщенной недели в Римини.

Также впервые на Митинг были приглашены гости из Украинской Православной Церкви: епископ Макаровский Иларий, викарий Киевской митрополии, и пресс-секретарь Макаровского викариатства архимандрит Филарет (Егоров), которые давно дружат как с украинскими, так и с итальянскими организаторами и участниками Митинга. 

Но обо всем по порядку, а для начала – немного истории.

Что такое «Митинг» и как он возник?

Итак, «Митинг» (с англ. meeting – встреча) родился в 1980 году в Римини – достаточно дешевом и поэтому популярном итальянском курорте на берегу Средиземного моря. Здесь уже тогда проживало одно из самых больших сообществ «челлинов» (т.е. членов движения “CL” – Communione e Liberazzione) в Италии, а летом происходили встречи с участниками движения из других городов.

С другой стороны, как курорт Римини всегда был центром развлечений для множества туристов,  далеких от христианских стремлений и проводящих время в основном на пляже, дискотеках, в барах и т.п. Учитывая это, отец Джуссани, основатель движения CL, однажды задал своим единомышленникам вопрос: «А почему бы вам, тем, кто проживает в Римини, не организовать здесь что-то осмысленное и интересное?» Несколько семей последовали его совету и решили посвятить последнюю неделю августа в Римини организации мероприятий, посвященных христианскому присутствию в культуре, политике, экономике и других сферах общественной жизни. Среди этих семей были и Эмилия Гварнери и Антонио Скурро. Сегодня Эмилия – президент Митинга.

Вначале масштаб Митинга был невелик. В один день происходило не больше одного мероприятия (выставка, концерт и т.п.) в центре города. Но с каждым годом количество мероприятий росло, как росло и количество посетителей. Начиная с 2000 г. Митинг арендует гигантский современный экспоцентр, который по масштабу, структуре и способам ориентирования напоминает аэропорт.  За неделю его посещают около 800 тысяч человек со всего мира. Это – крупнейший культурный фестиваль Италии, финансово поддерживаемый итальянскими и международными корпорациями, стенды которых также представлены в выставочных павильонах.

Но Митинг – это, конечно, не коммерческая инициатива, а пространство для встреч, организованное внутри и вокруг  павильонов больших выставок, подготовленных на высшем уровне. Эти выставки посвящены вызовам общественной жизни, культуры, науки, литературы, искусства, политики, экономики и т.д., с которыми сталкиваются современные христиане. Митинг наиболее ярко свидетельствует о природе движения «Общение и освобождение»: войти в настоящий, глубинный диалог с современностью и историей в стремлении встретить Тайну, смысл, Христа во всех обстоятельствах окружающей реальности – и всей жизнью свидетельствовать об этой Встрече. Выставки, а также лекции, семинары, дискуссии, встречи, которые организованы вокруг них с участием крупнейших специалистов в разных областях, концерты, спектакли и даже спортивные мероприятия призваны помочь как посетителям, участникам, так и самим организаторам Митинга жить осмысленно, «жить на высоте своего желания» (о. Джуссани) -  желания Бога, желания бесконечного – в современном мире.

Митинг 2014

Темой первого Митинга была «Мир и права человека». Тема Митинга этого года – «К окраинам Земли и существования: судьба не оставила человека одного». В этом году Митинг посвящен «перифериям», которые Папа Франциск в обращении к его участникам сравнил с пустыней, где человек наиболее уязвим и наиболее искренен в жажде самого главного. Поэтому на периферии так высока вероятность настоящей Встречи с Богом.

На Митинге 2014 были представлены периферии географические – как, например, выставка «С окраин христианства Эфиопия возносит свои руки к Богу» (посвященная иконам и церковной утвари Эфиопской Церкви) или «Притчи Востока. Христианство и вызовы нового тысячелетия» (о тяжелых временах для христиан на Ближнем Востоке); периферии исторические – как археологическая выставка «Из глубины веков: истоки общения и общины в древней Сирии» (от находок гоминид 1.8 млн лет назад в грузинском Дманиси до возникновения общин и письма в Уруке); периферии общественно-политические – выставка «Излучая красоту. Новое начало на краю Земли» (о современном состоянии Египта); периферии научные – выставка «Исследователи» – а также периферии экзистенциальные: выставки «Толстой. Крик и ответы» и «История смертной души. 100 лет со дня смерти Шарля Пеги».

На выставке «Толстой. Крик и ответы» хочется остановиться особо.  Экспозицию о сложном пути Льва Толстого в поиске Смысла готовил итальянский фонд «Russia Christiana», с которым давно сотрудничает Центр св. Климента. Ее кураторами были Президент фонда, глава отдела славистики Амвросианской академии, профессор, академик о. Франческо Браски и атташе по культуре в Апостольской Нунциатуре в Москве Джованна Парравичини. Активное участие в подготовке принимали философ, доцент Католического Университета, автор «Дух и литера» Адриано делл’Аста и его супруга Марта, а вдохновителем концепции была Ольга Седакова. Глубокие и честные экзистенциальные вопросы Толстого, не вписывающегося в рамки стереотипных представлений о нем, часто трагическое непонимание этих вопросов со стороны Церкви, напряженные отношения между Церковью и интеллигенцией в России рубежа  XIX – XX веков и жизненная необходимость открытого диалога – то, что сближает «периферийную» ситуацию Толстого с современностью. Выставка, которая, к сожалению, пока прозвучала только в Италии, кажется крайне актуальной в ситуации современной России.

Украинская тема на Митинге

«Русская» альтернативная выставка о Толстом на Митинге парадоксально соседствовала с украинской выставкой «МАЙДАН: от терпения к надежде», о которой уже было упомянуто вначале. Она была одной из малых выставок, обозначенных организаторами как «опыты и пути», что вовсе не умаляло ее значения. Случайным знаком неумалимого значения выставки стало то, что открытие всего Митинга произошло в День независимости Украины – 24 августа – под знаком молитвы Папы Франциска о мире в нашей стране. 

В день «Майдан» в Римини посещали до 2 тыс. человек, так что украинские  волонтеры-экскурсоводы и их итальянские друзья-переводчики практически не отдыхали.  Путь Майдана от 30 ноября 2013 до марта 2014 г., рассказанный непосредственными участниками событий, стал открытием для многих, кто был поверхностно знаком с украинскими событиями. Практически все экскурсии заканчивались многими вопросами и свидетельствами неподалеку от инсталированной баррикады, а иногда даже общей молитвой по инициативе экскурсантов. Хотя, конечно, не обходилось и без острых дискуссий с идейными противниками.

 

 

 

Необыкновенной популярности выставки о Майдане очень способствовала публичная лекция украинца Александра Филоненко «Периферия мира и человека», посвященная главной теме Митинга:

 Итальянский оригинал смотрите здесь.

То, что главный докладчик католического мероприятия – православный, Эмилия Гварнери связала не только с его необыкновенно выдающейся личностью, но и со словами основателя CL о. Джуссани: «Если мы по-настоящему верующие, мы должны смотреть на Восток».

Что такое периферия и как человек находит себя на периферии – об этом шла речь в первой части лекции. Периферией может быть география, и здесь показателен опыт наших соотечественников, часто встречающихся с вопросом: «Украина? Где это?» Но в первую очередь, периферия – явление экзистенциальное. На периферии – возможно, в бездне нашего горя, нашего одиночества, не в Империи, но среди руин – нас встречает Христос, выводя из смерти в жизнь. Ссылаясь на митрополита Антония Сурожского и о. Джуссани А. Филоненко утверждает, что периферия – это «встреча, которая делает нас живыми». Экзистенциальная встреча «на краю» – через «свидетельство другого, который смотрит на меня» – позволяет «открыть общину ликующих людей». Ликующих – потому, что подлинная встреча означает радость не только в сербском языке, но и в жизни, открывающейся Богу (в церковнославянском «лик» означает собрание людей или хор, который указывает на «перихоресис» в Троице). Периферия «не отделяет космос от хаоса, но напоминает берег океана, из которого приходит призыв Тайны, в которой мы открываем свою личность» (А. Филоненко).

Какое отношение это имеет к Украине и Европе? Европа сегодня находится на периферии собственной истории. После Второй мировой войны Европа осознавала себя через прощание с фашизмом, в 1980-е – с коммунизмом. Но прощание – не выход, и Европа нуждается в открытии положительного начала. Украина – новый протагонист периферии Европы, уязвимое место, открывающее возможность подлинной Встречи. Благодаря опыту Майдана здесь становится возможным переоткрытие христианских европейских ценностей.

Во второй части доклада Филоненко очертил семь образов периферии: человек просящий, благодарящий, поющий, свидетельствующий, судящий, сострадающий, празднующий. Иногда примеры для иллюстрации этих образов возникали изнутри опыта Майдана, иногда были более общими. Часто образы периферии перекликались с темами Киевского летнего богословского института в с. Лишня – главного проекта Центра св. Климента – о чем свидетельствовал и сам докладчик.

Наверное, самым поэтичным на Митинге было публичное свидетельство другого украинца – философа, издателя, идейного вдохновителя Центра св. Климента Константина Сигова. Встреча с ним была более камерной, чем встреча с Филоненко, но и более интимной, лично.

Итальянский оригинал смотрите здесь.

Началась встреча со свидетельства о той нити, которая вплетает историю человека в историю его учителей. Живой рассказ о родителях, крестной – Ольге Седаковой, главных учителях–Сергее Аверинцеве и Сергее Крымском – вводил слушателей в круг авторитетов Центра св. Климента и «Дух и литера». Эта почти семейная история переросла в свидетельство о надежде в той подавляющей атмосфере тревоги и страха, в которой оказалась сегодня Украина и мир, свидетельство библейское и церковное, где главными героями стали ветхозаветный Давид и Папа Франциск. Юный Давид – «протагонист периферии, аутсайдер, которого не принимают всерьез родные братья», в драме сражения с устрашающим Голиафом защищает не просто братьев и народ, но надежду. «Без надежды опускают руки сильные воины, без надежды уходит в песок сила атлетов и армий. Слабый волонтер приносит тот решающий вклад, который, во-первых, меняет смысл битвы, а, во-вторых, – ведет к перелому в ходе сражения». Другой защитник надежды сегодняшнего дня,  Папа Франческо, «выходит за стены, опускает мост, переходит ров страха – вот его конкретные шаги на периферию, он не только других туда зовет, он сам туда идет, и здесь поднимает руки к небу…». Машины страха диктаторских режимов, угрожающих не только Украине, но и Европе от Италии до Польши, заставляют бояться; надежда говорит: «Не бойтесь!». Укорененность этой надежды в Евангелии и Церкви, в общине, дает силы продолжать путь вместе с христианами Италии и других стран.

Интересно, что Давида и Папу Франциска  К. Сигов сравнил с волонтерами. Все, кто работали, на Митинге в Римини (в основном – челлины) – волонтеры, люди, бескорыстно вкладывающие время, силы, способности в то, что считают важным и осмысленным – от школьников до пожилых людей. Их честность, желание смысла, уверенное горение, их служение – то, что цепляет, побуждая наш Центр к дальнейшей дружбе и сотрудничеству. 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner