НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

 Святитель Климент жил в Риме в царствование императоров Домициана (81), Нервы (98) и Траяна (117). По преданию, он происходил из знатного рода и еще совсем юным оказался в разлуке со своими родителями и братьями. С отроческих лет он обнаруживал большой интерес к поискам истины и нередко посещал различные философские школы, представленные в столице; однако их учение он нашел суетным и неспособным утолить тоску по бесконечному. Узнав, что Сын Божий явился в Иудее, Климент отправился туда и встретил Ап. Петра. В качестве ученика и соратника он сопровождал его в миссионерских странствиях по городам Сирии и участвовал в его столкновении с Симоном Волхвом. Проявив исключительную ревность к евангельской проповеди, он был рукоположен в епископа Римского (ок. 91), будучи преемником св. Лина и св. Анаклита. Некоторые считают его первым епископом Рима. Однако здесь нет серьезного противоречия: поскольку в ту эпоху еще не проводили четкого различия между саном епископа и саном старейшины (пресвитера), Лин, Анаклит и Климент – все трое ученики апостолов и выдающиеся деятели Римской церкви своего времени – могли занимать эту должность последовательно или чередуясь друг с другом. Поставленный на кафедру епископа, св. Климент выступил как свидетель апостольской проповеди и особенно учения Ап. Петра: «Проповедь Петра звучала в его ушах, предание Петра все еще стояло перед его глазами», пишет о нем св. Ириней.

Кроткий и смиренный, склонный и к исследованию Писаний, и к изучению эллинской мудрости, он умел убеждать и иудеев, и язычников, говоря им о беспредельном Божьем милосердии и о вечном Царствии, обетованном тем, кто с верой и надеждой встал на путь покаяния. Он является автором знаменитого Послания к Коринфской церкви, в древности причисляемого к Священному Писанию. В этом послании он увещевает некоторых из молодых членов коринфской общины, которые восставали против старейшин их церкви, сохранять единство членов Христова Тела, уважая иерархию, установленную Апостолами. Ему приписывают также и другие писания: Правила cвятых Апостолов, Апостольские постановления и второе Послание к коринфянам, вряд ли действительно принадлежащие ему, однако пользовавшиеся большим авторитетом.

Своей проповедью Климент обратил Феодору, супругу префекта Сисиния, который был большим другом императора Нервы, а вскоре и сам Сисиний, чудесно избавленный Климентом от слепоты, постигшей его за неверие, попросил крестить его. Видя эти чудеса и отмечая распространение христианства среди язычников, комит Пуплий, по приказу императора Траяна, изгнал Климента в Херсонес Таврический (Крым) - негостеприимное место, расположенное на восточных границах Империи. Здесь святой епископ встретил две тысячи христиан, осужденных на принудительные работы в мраморных копях. Он утешал их в скорбях обещанием вечных благ, по его молитве в этих пустынных местах забил источник воды. Даже здесь он продолжал обращать к истинной вере сердца язычников, и, по преданию, за один год им было построено 75 церквей. Но вскоре император послал жестокого наместника, чтобы положить конец этим массовым обращениям. Первым делом этот наместник обрушился на святого Климента. Предав его мукам, он в конце концов велел повесить ему на шею якорь и бросить его в Черное море, чтобы верные не могли найти его тела (ок.97). Тем не менее, Бог не оставил паству святителя совершенно осиротевшей. Он внял их мольбам, и море чудесным образом отступило, открыв для поклонения христиан тело их святого пастыря, покоящееся на расстоянии более чем трехсот метров от берега. С тех пор каждый год в день его преставления море отступало, чтобы верные могли почтить святые мощи.

  Много лет спустя, в 860 г., Апостол славян св. Кирилл [11/24 мая] был послан святым Фотием, Патриархом Константинопольским, в Херсонес крестить здешнее славянское население. Обретя здесь мощи святого Климента, он отправил часть их в Византию. Впоследствии ему было поручено передать эти святые мощи в Рим, папе Адриану II. Эта духовная связь с одним из первых епископов Рима имела большое значение для благочестия Руси, свидетельствуя о его укоренении в апостольской традиции.

Из Синаксаря о. Макария из Симонопетра

 

Житие св. Климента читайте на сайте Церковной православной газеты

 

 

Прикрепленный файлРазмер
ST. CLEMENT - RU.doc38 кб

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner